Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Золушка"

 

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

 

 

 

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

   Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

           Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

          Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

         Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

      Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

        Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

        Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки  

       С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

       Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

        Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

        Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога – 2013», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.

 

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

 

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

·         при приеме на работу для определения квалификации работника;

·         при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

·         при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

·         при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

·         при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

 

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

 

  Во-вторых, при разработке образовательных программ:

·профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ);

·профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ);

·дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

 

  Обязательно ли применять профстандарты

 

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46, ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

 

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

 

                 С какого момента применяют профессиональные стандарты

 

Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся, например, профстандарты непедагогических работников .

Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года.

В сфере общего образования утверждены три профстандарта педагогических работников и определены даты их официального применения.

Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.

Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-24 .

 

                                                          ПРАВОВАЯ БАЗА

 

ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 25.12.2014 № 1115Н


О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 мая 2013 года №544н "Об утверждении профессионального стандарта "педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

 

  

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 27.05.2015 № 536

 

Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки

 

 

ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013 № 544

 

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель, воспитатель) (изменениями  на 5 августа 2016 года) 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Профессиональный стандарт

 

ЛОКАЛЬНЫЕ  АКТЫ  ДОУ

 

Приказ о реализации плана введения и применения профессиональных стандартов в МАДОУ "Золушка"

 

План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в МАДОУ "Золушка"

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.04.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»